Аутизм


Особенности развития детей с ранним детским аутизмом.

     Синдром раннего детского аутизма (РДА) –  это нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

     При РДА ребенок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей.  Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребенок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет  себя в общении с посторонними.

     О.С.Никольская выделяет два основных патогенных фактора, проявляющихся с рождения аутичного ребенка:

- нарушение возможности активно взаимодействовать со средой;

- снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром.

   Первый фактор дает о себе знать и через снижение жизненного тонуса, и через трудности в организации активных отношений с миром. Сначала, он может проявиться, как общая вялость ребенка, который не требует внимания к себе.  Такие дети удивляют отсутствием любопытства, интереса к новому. Активность ребенка распределяется неравномерно, большие трудности возникают при попытках организовать поведение, сосредоточить внимание.

     Второй фактор проявляется как болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет или прикосновение – такие дети в младенческом возрасте не принимают «позу готовности», когда их берут на руки, могут бурно реагировать на некоторые звуки, отказываться носить одежду определенного цвета или сделанную из определенного материала. Второй фактор проявляется также в повышенной ранимости при контакте с другими людьми, так как для этих детей характерна быстрая утомляемость, пресыщение общением.  Также дети склонны застревать на неприятных впечатлениях, формировать жесткую избирательность в общении, создавать систему запретов и страхов.

     Для аутичных детей характерна также стереотипность, обусловленная ограниченной способностью гибкого взаимодействия со средой, возможностью приспособиться только к устойчивым формам жизни. Чтобы поднять жизненный тонус и заглушить дискомфорт, дети часто пользуются компенсаторными аутостимуляциями (например, однообразные движения, раскачивания, манипулирование с объектами).  При попытках включить такого ребенка во взаимодействие, заметно возрастание тревоги, неуверенности, напряженности. Отношение к людям как к объектам, носителям отдельных свойств и функций, делает понятным привязанность детей не к лицам, а к месту, обстановке, а желание почувствовать себя уверенно объясняет стереотипность в поведении.

     У аутичных детей, как правило, задерживается формирование навыков самообслуживания, освоение обычных необходимых в жизни действий с предметами.  Такие дети неловки в совершаемых «для пользы» предметных действиях – как в крупных движениях тела, так и в мелкой моторике, но в то же время, их движения могут быть удивительно точными, если дело касается стереотипных, «ритуальных» движений.

     В развитии восприятия таких детей можно отметить нарушения ориентировки в пространстве и времени, искажения целостной картины реального мира и вычленения отделных, значимых для ребенка ощущений, звуков, красок, форм. Для детей характерны стереотипные надавливания на ухо или глаз, игры со своими пальцами, игры со светом.

     Речевое развитие также отличается своеобразием. Речь не используется в коммуникативных целях.  Темп развития речи неравномерен. Фразовая речь формируется с задержкой, отличается отсутствием звукоизобразительных и звукоподражающих слов в раннем возрасте.

     В развитии мышления детей с РДА отмечаются трудности произвольного обучения. Специалисты отмечают сложности символизации, перенос навыков из одной ситуации в другую, трудности в общении.

    Несомненно, у детей отмечается множество проблем в поведении: активный негативизм, страхи ребенка. Такие дети могут могут бояться бытовых электроприборов, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом.  Крайним проявлением отчаяния таких детей является самоагрессия, которая часто представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.  Родителям таких детей стоит обращаться к специалистам, детям с РДА требуется комплексное лечение.

Подготовила:

педагог-психолог Тренина Л.В.

Брошюра "Что такое аутизм?" (скачать)

 

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
МКОУ Андринская СОШ
2012-2021г.